Россия и США на прошедших в Москве консультациях не смогли договориться по вопросу размещения американской ПРО в Восточной Европе, заявила по окончанию переговоров госсекретарь США Кондолиза Райс
Вести
Россия и США на прошедших в Москве консультациях не смогли договориться ни по одному из принципиальных вопросов. Вашингтон представил альтернативные российским предложения по ПРО и ДОВСЕ, но в Москве им не обрадовались: противоракетные инициативы глава МИД РФ Сергей Лавров не комментировал, а по предложения обычным вооружениям назвал "недостаточными".

Ответ госсекретаря США, как сказали бы в МИД РФ, был ассимметричным: вопрос ДОВСЕ Кондолиза Райс обходила молчанием, зато отметила, что предложения России по ПРО интересные, но "недостаточные". Следующая встреча сторон в формате "2+2" намечена через полгода в Вашингтоне.

Обсудить проблемы ДОВСЕ и ПРО в Москве собрались главы внешнеполитических ведомств России и США, а также министры обороны обеих стран. Перед началом переговоров Кондолизу Райс и Роберта Гейтса принял президент Владимир Путин, который предложил придать глобальный характер Договору об уничтожении ракет средней и малой дальности (РСМД), указав на возможность выхода из него Москвы.

- США привезли свои предложения по ПРО
- Вашингтон предложил придумать РФ страховку
- ДОВСЕ: Россию предложения США не устраивают
- Замены СНВ до сих пор нет
- Райс: развертывать ПРО в Европе надо уже сейчас
- Иранский вопрос: слова те же, смысл разный

Заставив Райс и Гейтса прождать 40 минут, Путин начал заседание с пространного монолога, сказав, среди прочего, что России, возможно, придется отказаться от своих обязательств по русско-американскому договору 1987 года в том случае, если его действие не будет распространено на другие страны, владеющие ракетным оружием, пишет американский журнал Time.

Имелся ввиду договор о ликвидации ядерных ракет средней и меньшей дальности, который был подписан с США накануне развала СССР. По мнению Путина, его следует распространить и на другие страны, в том числе на те, которые "находятся в непосредственной близости от наших границ". Он не назвал эти страны, но Гейтс в ответ заявил, что Вашингтон заинтересован в ограничении распространения ракетного оружия на Иран. С помощью переводчика Путин сказал, что договор должен стать "универсальным по своей природе".

Договор 1987 года запрещал развертывание советских и американских баллистических ракет средней дальности и стал важной вехой в сокращении вооружений. Он был заключен всего лишь за два года до падения Берлинской стены и последовавшего за ним развала СССР, напоминает Time полный текст на сайте Inopressa.ru).

"По нашему мнению, нужно вести дело к тому, чтобы придать этим российско-американским договоренностям глобальный характер, – сказал Путин. – Если мы не сможем достичь этих целей, нам будет сложно оставаться в рамках этого соглашения, когда другие государства активно развивают такие системы вооружений, в том числе государства, которые находятся в непосредственной близости от наших границ".

Позже, закончив переговоры в формате "2+2" с Райс и Гейтсом, глава МИД РФ заявил, что, Россия и США, "учитывая возрастание угроз ракетного распространения в мире", договорились призвать все государства присоединиться к договору об уничтожении ракет средней и малой дальности, передает РИА "Новости".

"Я думаю, что России не нужно выходить из этого договора. Пока с точки зрения безопасности выход может создать больше проблем, чем решить", - сказал в эфире радиостанции "Эхо Москвы" председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике Сергей Караганов. По его словам, "это один из дипломатических приемов в лукавой борьбе против американской ПРО в Европе". Караганов считает, что сейчас ракеты малой и средней дальности не являются угрозой для России, "хотя такие ракеты есть у Китая, могут быть у Японии, у целого ряда стран Ближнего Востока". "Нам нужно беспокоиться о будущем, когда нам придется сдерживать ядерный Иран или ядерную Турцию", - отметил Караганов.

Ракеты малой и средней дальности есть у многих стран, расположенных неподалеку от России. Заведующий отделом стран Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения Вячеслав Белокриницкий рассказал "Эхо Москвы", что подобное оружие есть в Пакистане и в Индии. "Они начали испытывать эти ракеты с 1998-1999 гг., в активной фазе находится почти 10 лет", - отметил Белокреницкий. По его словам, ракеты Индии и Пакистана достигают дальности 2500 километров. "Пакистан разрабатывает свою ракетную программу с помощью КНР, когда-то использовал опыт и содействие Северной Кореи. Индия делает это самостоятельно на своей научно-технической базе", - добавил эксперт. Вячеслав Белокриницкий сказал, что, в отличие от Пакистана, который, судя по всему, при развитии своей ядерной программы опирается на помощь Северной Кореи, Индия ведет разработки самостоятельно.

Разработками ракет с помощью Северной Кореи занимается Иран, говорит эксперт института Востоковедения института Ближнего Востока РАН Владимир Сажин. По его словам "только с появлением ракеты "Шахаб 3" с дальностью 13000-1500 километров Иран стал превращаться в ракетную державу".

"Израильтяне свидетельствуют, что число испытаний этих ракет было недостаточным для такого вида оружия, они считают, что только половина из этих испытаний были успешными, - отметил Сажин. - Но данный ракетный комплекс по некоторым данным стоит на боевом дежурстве, ракеты были приняты на вооружение в 1998 году". По словам Сажина, "доводка и модернизация проводится до сих пор". "В настоящее время в Иране при активной помощи Северной Кореи продолжается разработка межконтинентальных баллистических ракет, - сказал Сажин. - Но если говорить объективно, перспективы создать ракету, которая могла бы покрывать расстояние более 2000 километров у Ирана очень туманные.

Позиция России по Договору об уничтожении ракет средней и малой дальности "правильная и разумная", считает генеральный секретарь Организации договора о коллективной безопасности Николай Бордюжа. "Многие государства работают над тем, чтобы создавать системы управления ракет, а США и Россия по договору не могут иметь на вооружении такие ракеты и заниматься разработкой, это дисбаланс сил, в перспективе разница может увеличиться", - пояснил Бордюжа.

"Придание Договору глобального характера, как того требует Владимир Путин – невыполнимая задача, - заявил военный обозреватель Павел Фельгенгауэр. По его словам, подобные заявления со стороны российского президента приведут, скорее всего, к упразднению Договора".

США привезли свои предложения по ПРО

О том, что ничего принципиального от этой встречи можно не ждать, свидетельствовали заявления сторон, предварявшие встречу. Райс дала понять, что "некоторые базовые" идеи США в области ПРО будут оставаться без изменений, несмотря на переговоры. В свою очередь в Минобороны РФ заявили, что "дело наше правое" и позиция Москвы по ПРО и ДОВСЕ остается неизменной.

По окончании переговоров Лавров сообщил, что "сегодня наши американские коллеги представили свое встречное предложение" по вопросу развертывания в Чехии и Польше элементов системы ПРО, которое "направлено на поиск общих развязок". Что это за предложения, переговорщики не раскрывают, однако очевидно, что это не отказ от ПРО в Восточной Европе. Москва пообещала эти предложения рассмотреть.

То, что РФ и США не сдвинулись в решении вопроса о ПРО, подтвердила Кондолиза Райс. "По вопросам противоракетной обороны, а также развертыванию ядерных боеголовок, которые предусмотрены условиями Московского договора, согласие достигнуто не было", - сказала госсекретарь на пресс-конференции, добавив, что стороны договорить поручить экспертам "рассмотреть эти вопросы как можно скорее".

По словам Райс, на сегодняшней встрече американская сторона попыталась ответить на вопросы, которые вызывают беспокойство России. "Мы понимаем, что и здесь нужно будет поручить экспертам завершить эту работу", - сказала она. "Что касается Польши и Чешской республики, то мы продолжаем работу в этом направлении, и, разумеется, теперь в эту работу мы включим российские озабоченности", - сказала Райс.

Главные разногласия заключаются в вопросах расширения американской ПРО, заявил в свою очередь министр обороны РФ Анатолий Сердюков. По его словам, Россия не может согласится на размещение у своих границ элементов системы, "которые имеют серьезный антироссийский потенциал". Поиск "точек соприкосновения по этому вопросу" будет и дальше проходить на экспертном уровне, заявил он.

"Сегодня задали вопросы, получили на них предварительные ответы, договорились, что эксперты продолжат работу", - сказал глава МИД РФ. По его словам, "уже на этом этапе мы не скрывали от наших американских коллег, что видим, как минимум, две серьезные проблемы с их предложениями".

"Первая проблема - мы по-прежнему расходимся в оценке характера угрозы ракетного распространения, в отношении которой предлагается создавать глобальную систему противоракетной обороны, - уточнил Лавров. - Мы договорились, что эксперты сконцентрируются прежде всего на попытке выработать именно совместное понимание существующих угроз".

"И вторая проблема - мы считаем, что для того, чтобы совместная работа между российскими и американскими специалистами была наиболее эффективной, необходимо, чтобы планы по развертыванию третьего позиционного района в Европе были бы заморожены", - приводит ИТАР-ТАСС слова российского министра.

Вашингтон предложил страховку

Опасения российской делегации попытались еще раз развеять Кондолиза Райс и Роберт Гейтс. Выступая на пресс-конференции глава Пентагона отметил, что развертывание элементов американской ПРО в Европе может представлять потенциальную опасность только в долгосрочной перспективе. "Для этого мы готовы разработать совместные меры, чтобы заверить российскую сторону, что этого не произойдет", - сказал он. В свою очередь госсекретарь выразила надежду, что США удастся довести до российской стороны суть этой системы, а также суть проблемы той угрозы, с которой они сталкиваются.

США намереваются разместить радар ПРО в Чехии и противоракеты в Польше, мотивируя это угрозой со стороны Ирана. Москва считает аргументы США неубедительными и расценивает размещение элементов противоракетной обороны вблизи российской границы как угрозу своей национальной безопасности.

По мнению Райс, предложение России относительно РЛС в Азербайджане может укрепить сотрудничество РФ и США в сфере ПРО, но этого недостаточно. "Что касается радара в Азербайджане, то мы уверены в том, что это, возможно, очень важный шаг в нашем сотрудничестве в сфере ПРО, но мы должны двигаться дальше", - сказала она в интервью на телеканале РТР в пятницу вечером. По словам госсекретаря США, "мы должны сейчас исследовать все, что потребуется, для противостояния угрозе, исходящей из Северной Кореи и Ирана".

ДОВСЕ: Россию предложения США не устраивают

Кроме того, США представили на переговорах и предложения по сохранению Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). Однако Россию они не устраивают, сообщил Сергей Лавров. При этом глава МИД РФ пояснил: "Мы внесли летом этого года свои предложения о том, как спасти этот договор, сделать его жизнеспособным, американские коллеги нам передали в ходе этих московских переговоров свои предложения. Мы высказали нашу оценку этих предложений: как шаг в правильном направлении, но пока, по нашему мнению, недостаточный".

Президент Владимир Путин, напомним, подписал 13 июля указ о приостановлении действия ДОВСЕ и связанных с ним международных договоров, мотивировав это затягиванием ратификации адаптированного ДОВСЕ всеми странами, за исключением РФ, Белоруссии, Казахстана и Украины. Страны НАТО, напомним, увязывают подписание с выполнением РФ так называемых стамбульских соглашений к ДОВСЕ, предусматривающих вывод российских войск из Грузии и Молдавии. Этот камень преткновения не смогли преодолеть и личные переговоры генсека НАТО и президента РФ.

"Мы договорились продолжить работу над сложившейся ситуацией вокруг ДОВСЕ", - сказал Лавров по окончании переговоров. По его словам, стороны намерены добиваться решения проблемы: "У нас сегодня подтвердилось общее желание работать над тем, чтобы выйти на ситуацию, когда адаптированный ДОВСЕ вступит в силу, а также над тем чтобы можно было совместно решить поставленный нами целый ряд закономерных вопросов, касающихся восстановления его жизнеспособности".

Соединенные Штаты рассчитывают на преодоление разногласий по ДОВСЕ, заявил министр обороны США Роберт Гейтс. "У нас вызывает озабоченность намерение России выйти из ДОВСЕ. Мы надеемся, что нам удастся преодолеть разногласия, и что специалисты будут работать над тем, чтобы найти решение этого вопроса. Этот вопрос удастся решить и с остальными участниками (договора)", - сказал Гейтс на пресс-конференции.

В рамках саммита G8 в Германии президент РФ предложил США в качестве альтернативы совместное использование в целях ПРО Габалинской РЛС, которую Россия арендует у Азербайджана. Это, по мнению российской стороны, позволяет США отказаться от размещения элементов ПРО в Восточной Европе. Позднее Владимир Путин предложил использовать совместно с США не только Габалинскую РЛС, но и строящуюся на юге России в Армавире станцию по предупреждению ракетных пусков.

Замены СНВ до сих пор нет

Глава МИД РФ также сообщил, что "пока не завершена работа над поручениями президентов США и России о том, чтобы разработать до конца этого года договоренность, которая будет после того, как истечет действие Договора о стратегических наступательных вооружениях в декабре 2009 года". По его словам, значение договора о СНВ велико. "Мы договорились, чтобы поручения президентов по разработке последующего режима были выполнены в срок", - сказал Лавров на пресс-конференции.

Формат "2+2" станет постоянной площадкой

Следующая встреча России и США на уровне глав МИД и оборонных ведомств двух стран пройдет через полгода в США. "Наши американские коллеги предложили встретиться через полгода в Соединенных Штатах для того, чтобы продолжить эту работу на регулярной основе", - заявил Сергей Лавров, которого цитирует "Интерфакс".

По словам российского министра, стороны договорились сделать этот формат постоянно действующим. На повестке дня состоявшейся встречи стояли вопросы стратегической стабильности, прежде всего проблематика ПРО, ситуация вокруг Договора об обычных вооруженных силах в Европе и будущее Договора об СНВ-1 после истечения его действия в 2009 году.

Иран: слова те же, смысл разный

В интервью телеканалу "Россия" Кондолиза Райс заявила, что президент Буш привержен дипломатическому решению иранской ядерной программы. "Конечно, надо набраться терпения. Президент Буш привержен дипломатическому решению, но дипломатическое решение должно основываться на международных документах", - сказала госсекретарь в эфире программы "Пятая студия" с Сергеем Брилевым.

"Мы очень хорошо сотрудничаем с Россией в рамках шестисторонних переговоров. Мы должны оказать поддержку дипломатическим усилиям гендиректора МАГАТЭ Мохаммеда Аль-Барадея и Хавьеру Солане в его переговорах с секретарем Совета национальной безопасности Ирана Али Лариджани для того, чтобы, если Иран не согласится с возможными переговорами, мы могли бы принять резолюцию СБ ООН, которая показала бы Ирану, что мы не собираемся сидеть сложа руки", - заявила Райс.

Чуть ранее после окончания переговоров глава МИД РФ Сергей Лавров заявил, что Россия выступает против односторонних санкций в отношении Ирана, имея ввиду, очевидно, заявления ЕС и США о готовности ввести такие санкции, если их не утвердит Совбез ООН, где их притормаживает Москва.

"Мы привержены всем коллективным договоренностям и в том, что касается России, будем их добросовестно выполнять. Считаем, что эта коллективная работа была бы эффективнее, если бы не было параллельных шагов по односторонним санкциям в отношении Ирана, не говоря уже о периодически звучащих призывах применить военную силу против Ирана", - сказал Лавров на пресс-конференции по итогам встречи в формате "два плюс два".

По словам российского министра иностранных дел, односторонние действия выбиваются из коллективного ряда и подрывают общие усилия международного сообщества по решению иранской ядерной проблемы. "Рассчитываем, что это будет учтено в наших дальнейших шагах. Также важно сохранение нашего единства", - добавил глава МИД РФ.

"Сохранение нашего единства и отсутствие параллельных односторонних действий крайне важно для того, чтобы Иран ощутил необходимость максимально взаимодействовать с МАГАТЭ и мировым сообществом в целом, чтобы Иран видел единство мирового сообщества, а не видел предлог для того, чтобы менее активно выполнять наши требования в том, что кто-то все равно будет предпринимать односторонние действия", - сказал Лавров.

Со своей стороны госсекретарь США Кондолиза Райс заметила, что "Иран может оказаться под угрозой, так как продолжает игнорировать требования международного сообщества". "И те, кто вкладывают деньги в Иран, могут оказаться под определенной угрозой. Соединенные Штаты не позволят воспользоваться Ирану международной финансовой системой для того, чтобы заполучить выгоды, которые Иран получает в результате распространения и поддержки международного терроризма. Поэтому, по американским законам, если нам станет известно, что иранские предприятия, либо отдельные лица нарушают эти правила, то мы наложим на них санкции", - сказала Райс.